ПОКАЯНИЕ

Нет человека, который поживет на земле и не согрешит. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению.

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?

Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние - это такое таинство, в котором искренне исповедующийся в своих грехах получает прощение от Самого Бога и благодать и силу не грешить вновь.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Однако трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали.

Готовится к исповеди надо заранее, лучше всего перечитать Заповеди и таким образом вспомнить свои грехи против них ( и записать ). Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевного недомогания. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.

Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя - высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили ( широкая лента, которую носит священник на шее) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.

Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.

Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо, или рассказывать о чужих грехах. Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха ( в духе расхожей мирской мудрости "Не согрешишь - не покаешься" ) оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати. Отцы Церкви предупреждали, что в подобных случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву, Господь говорит: "А Я - осуждаю".

В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию ( "запрещение" ) - своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту - в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

При подготовке материала использовались следующие труды:
"Азы православия", К. Слепинин.
"О таинствах Церкви в изложении для детей", С. Рукова.
"Закон Божий", протоирей Серафим Слободской.
Материалы ресурса Седмица.Ru